23.04.2004 09:27
"Чистая вода и чистый воздух - наше естественное право", - гласит небольшой плакат у ворот фабрики по производству кока-колы. Человек пятнадцать - мужчин и женщин - охраняют вход. "Пошел уже 705-й день нашей акции протеста, - поясняет один из них. - Мы дежурим тут посменно. Но не уйдем отсюда, пока фабрику окончательно не закроют".
Мы в Плачимаде, небольшом местечке в штате Керала на юге Индии, где горстка крестьян ведет отчаянную борьбу с одной из самых известных транснациональных компаний: ее обвиняют в том, что, производя свои знаменитые газированные напитки, она истощает грунтовые воды. Этакая борьба Давида и Голиафа в эколого-антиглобалистском варианте, схватка, в которой маленький - на сегодняшний день - одерживает верх над великаном.
Противостояние на время прекратилось после того, как в начале марта верховный суд штата Керала признал правоту решения местного правительства закрыть фабрику до наступления муссона, чтобы дать возможность водоносному горизонту пополниться водой. В декабре, постановив, что водные ресурсы являются "общественной собственностью", на которую могут претендовать "все человеческие существа", суд велел фабрике свести потребление воды до минимума.
"Голубое золото". В этом районе штата Керала, некогда слывшем "рисовой житницей", сегодня остро ощущается нехватка "голубого золота". Дошло до того, что власти вынуждены направлять в деревни цистерны с питьевой водой.
"Машина приезжает в лучшем случае каждые два дня, и тогда возле цистерны начинается такая драка, что нам никогда не хватает воды на всю семью", - жалуется Калипан, показывая на стайку детей, играющих в пыли.
"Раньше я включал насос на всю ночь, - вмешивается в разговор Кришнасвами, крестьянин, участок которого находится рядом с фабрикой. - Сейчас уже через два часа вода кончается. Мне пришлось отказаться от выращивания риса и перейти на один кокосовый орех. Доходы снизились настолько, что я был вынужден отказаться от наемных работников".
"Раньше мы собирали по два урожая риса в год, что обеспечивало нас работой на 6-7 месяцев, - рассказывает сезонный работник. - Теперь считается большой удачей получить трехмесячный заработок. Эта фабрика украла у нас работу".
Плачимадская битва, ставшая символом борьбы против коммерческой эксплуатации водных ресурсов, длится уже два года. Компания Coca-Cola, на которую сыплются обвинения со стороны экологов и антиглобалистов, утверждает, что не имеет к истощению водных запасов никакого отношения и все сваливает на засуху.
Действительно, в последние два года в этом районе было намного меньше дождей, чем обычно. "Раньше тоже случались засухи, но такой драматической ситуации, как сейчас, никогда не возникало: по крайней мере, воды для питья хватало, - возражает Аручами Кришнан, председатель совета деревень района Пуруматти, в который входит Плачимада. "И даже если во всем виноват муссон, в любом случае присутствие фабрики усугубляет тяжесть ситуации".
По соглашению, заключенному с местными властями при открытии фабрики в 2000 году, Coca-Cola имеет право выкачивать 560 тысяч литров воды в день. Компания утверждает, что выкачивает даже меньше, но это трудно проверить, так как до последнего времени в восьми колодцах фабрики не было счетчиков воды.
Компания ссылается на то, что фабрике выдан международный экологический стандарт ISO 14 001, и на то, что на предприятии действует система сбора дождевой воды, которая уже позволила пополнить водоносный горизонт 12 миллионами тонн воды.
"Система была установлена, когда полемика уже бушевала, - улыбается журналист, досконально знающий суть проблемы. - Все это похоже на пиар-кампанию". Фирма утверждает, что система водосбора была запланирована изначально... Это загадка, но стандарт ISO 14 001 появился лишь в апреле 2003 года.
"Антиамериканизм". К полемике вокруг фабрики в Плачимаде, имевшей катастрофические последствия для имиджа мирового производителя газировки, добавился в прошлом году новый скандал: в отходах фабрики, которые дирекция бесплатно раздавала крестьянам в качестве удобрений, были обнаружены тяжелые металлы. Итог √ повышенное содержание свинца и кадмия в колодцах, на полях, а значит, и во всем производственно-продовольственном цикле. С непредсказуемыми последствиями для здоровья людей.
Компания незамедлительно забрала у крестьян неиспользованные "удобрения", но уверяет, что они не представляют опасности... Мнения экспертов расходятся, но подозрения остаются. Во всяком случае, жители Плачимады говорят, что при мытье водой из колодцев у них возникает кожный зуд.
Отвергая все эти обвинения, фирма утверждает, что она стала жертвой "сведения политических счетов и антиамериканизма". "Непонятно, почему мишенью сделали только нас, хотя в этой местности действует еще 27 фабрик, а они потребляют еще больше воды", - говорит Сунил Гупта, вице-президент компании Coca-Cola India.
"Это правда, что сосредоточение критики на одной лишь Coca-Cola не совсем справедливо, - признает один из местных журналистов. - Но они расплачиваются за свое имя и за то, что действуют в сельскохозяйственном районе, в то время как другие фабрики сосредоточены в промышленных зонах.
Компания утверждает, что не хочет закрывать фабрику, "так как она дает заработок тысячам местных жителей". В данном случае это 500 семей, которые, естественно, разгневаны невозможностью заработать на хлеб насущный. Уже полтора месяца напротив пикета Комитета борьбы с компанией Coca-Cola расположились пикетчики из Комитета в защиту работников Coca-Cola.
"Они просто-напросто обижены тем, что их не приняли на работу", - утверждают защитники Coca-Cola. "Право на жизнь выше сохранения рабочих мест", - отвечает им противная сторона.
Пьер Пракаш